Москвич 400/401

 

Именно Москвич 400 стал первым массовым советским автомобилем, и тем, что он стал таковым, автомобиль обязан вождю народов СССР. Дело в том, что еще до войны, осматривая импортные образцы малолитражных автомобилей, больше всех других образцов Сталина заинтересовал Opel Kadett модели K38.

Разработке похожего на Opel автомобиля помешала война, но после ее завершения, в качестве скромной компенсации за вред нанесенный нацисткими бандитами, советские воины — победители вывезли с покоренной нацисткой империи более 50 000 автомобилей, многие из которых попали в личное пользование. Кроме этого в СССР отправлялись новые BMW моделей 321 и 340, машины собирались в Айзенахе, на заводе который раньше принадлежал BMW. Для того, что бы в дальнейшем избежать судебных неприятностей, машины были переименованы в EMB. Благодаря всем этим автомобилям дороги Москвы и других крупных городов значительно оживились, но комплектующих для ремонта этих автомобилей не хватало и постепенно трофейные легковушки становились на прикол — снова появилась необходимость в отечественном легковом автомобиле малого класса. Когда Сталину уже после войны показали образцы импортных малолитражок, на основе которых может разрабатываться отечественный автомобиль, он снова подошел к Opel Kadett, больше о выборе прообраза не могло быть и речи. В те годы не было принято говорить о этом, но отечественный Москвич 400, и его рестайлинговая версия — 401 является почти полной копией автомобиля Opel. За годы производства, было создано 230 000 машин модели 400 и 401, отличия до и после рестайлинговой модели autobelyavcev.ru обсудит немного ниже. Купить Москвич 400/401 в годы его производства можно было за 9 000 рублей, для сравнения ГАЗ 20 Победа продавалась за 16 000р.

Внешний обзор Москвич 400/401

Зрительно Москвич значительно меньше Победы, его длина всего 3855мм, ширина — 1400мм, а высота — 1555мм. Снаряженная масса Москвича — 885кг,

сам кузов весит 307кг. Интересно, что советская малолитражка рассчитана на преодоление водной преграды глубиной в 60см, а это очень значительный показатель даже для выпускаемых сегодня внедорожников. Колесная база в 2340мм, при дорожном просвете в 200мм обеспечивает хорошую проходимость, особенно если вспомнить о углах въезда и съезда которые у данного автомобиля составляют 35 и 23 градуса соответственно, а это хороший показатель и для внедорожника. Кабриолеты выпускались с 1947-ого по 1953 год и их выпуск обуславливался не желанием расширить модельный ряд, а обыкновенным дефицитом листовой стали, которая требовалась для крыши. Доля кабриолетов была не слишком велика — 17 000машин. Крышка капота состоит из двух створок, которые открываются сбоку, друг на друга. Стоит также вспомнить о том, что уже в те годы Opel был отделением GM и поэтому дизайном Kadett K38 занимался американец, а не европеец. Если учесть то, что Сталин уважал американские автомобили, его выбор становится весьма понятным. С завода маленький Москвич не оснащался боковыми зеркалами, в те годы движение было не таким оживленным как сегодня. После проведенной в 1954-ом году модернизации, машина получила индекс 401. Зрительно москвич 401 можно узнать по установленным на передних крыльях сигналам поворотов — обратите внимание на фото Москвич 400 и 401. Советская машина отличается хорошей развессовкой, на переднюю ось приходится 47% массы, а на заднюю 53%. маленький автомобиль стоит на колесах 16-ого радиуса, довольно большие колеса, если вспомнить, что Жигули и более поздний Москвич 2140 обувались в R13.

Обзор Москвич 400/401 в салоне

Двигатель этого автомобиля запускается довольно непривычно.

Для его пуска следует выжать сцепление левой ногой, провернуть ключ зажигания, затем — правой ногой нажать на специальную кнопку стартера и сразу же убрав ногу со стартера надавить на педаль газа. В салоне четырехсотого и его рестайлинговой версии нет ни то, что радио, но нет даже отопителя салона. Дворники приводятся в движение не электро мотором, а специальным приводом передающим движение от двигателя —это вызывает некоторые неудобства. Во время сильного дождя, когда машина еле едет и мотор работает на низких оборотах, дворники не успевают очищать стекло от асфальта.
До 1951 ого года, рычаг КПП был напольным, но в 51-ом появилась новая коробка с синхронизаторами второй и третьей передачи ( раньше их не было) и рычаг был перенесен под руль. Передняя панель полностью металлическая, как на ЗАЗ 965, а приборы размещены немного правее от руля. Сам руль кажется огромным на фоне тесного салона, диаметр руля — 400мм, для сравнения у Жигулей диаметр руля — 360мм. По меркам современных автомобилей, необычно еще и то, что задние дверцы открываются против хода движения.

Технические характеристики Москвич 400/401

Изначально на Москвич 400 устанавливался четырехцилиндровый двигатель, в котором из чугуна был отлит не только блок, но и головка. Распредвал в этом двигателе расположен не снизу, а сверху двигателя. При объеме в 1074 кубика, который обеспечивал диаметр цилиндра в 67.5мм и ход поршня в 75мм, мощность двигателя достигала 23 лошадиные силы. Степень сжатия в этом моторе всего 5. 8:1, что предполагает использование 66-ого бензина.

В 1954-ом году, с появлением Москвич 401, на вышеупомянутом двигателе была увеличена степень сжатия до 6.2:1, что позволило поднять мощность до 26л.с и получить крутящий момент в 58Н.М. Этот и предыдущий мотор стыковался с трехскоростной механикой. По паспортным данным, даже дорестайлинговая машина могла набрать скорость в 90 км. Бензобак вмещает 38л, что не мало, учитывая, что при постоянной скорости движения в 40-50 км расход бензина составляет 7л на 100км.

Цена Москвич 400/401

Купить Москвич 400/401 в востановленном виде можно за 4 000$. Цена живого Москвича может колебаться в районе 2 000$. Действительно качественные экземпляры могут продаваться по цене свыше 10 000 долларов.

Хоть изначально Москвич 400 и был менее престижным автомобилем, чем ГАЗ 20 Победа, но сегодня он вызывает еще больший интерес, ведь такие машины еще более редкие, на дорогах общего пользования они практически не встречаются, но одним видом такая машина подымает настроение.

 

Москвич 400/401: 2 комментария


  1. Уважаемые создатели сайта!
    Всё у вас про Москвичи замечательно и интересною Люблю эти машины. Хочу сообщить вам новые факты о них. Никогда на заводе на 401 Москвичи не ставили указателей поворотов. Всё это сплошная самодеятельность. И внешне 400 — й от настоящего 401 -го, пожалуй, и не отличить. Разве что по размеру резины. У 400 размер 4,5 дюйма (как и у Оппеля), а у 401 — 5,0. Но 4,5 было мало, да и заменить можно.
    Проще заглянуть в салон. Рычаг переключения скоростей, ну это вы знаете… Ещё рычаг ручного тормоза. Если под правой рукой — 400 -й. Но можно и ошибиться. На последние 400-е рычаг уже ставили под панель приборов. Ещё перчаточные ящики на 400-х были без дверок. Ну ещё можно заглянуть под капот. Там много чего отличалось.
    Ножная кнопка стартера как раз дело обычное для того времени. Они стояли на всех машинах. Тягоаое реле стартера появилось на наших массовых автомобилях только во второй половине 1950-х гг.
    Всё это описано в заводской документации. Ею и следует пользоваться при описании и изучении памятников технической культуры. Ещё есть родные книги по ремонту и эксплуатации Хальфана.
    На вашей фотографии салона, слева от руля, какая-то чужеродная комбинация приборов. Обычно это свидетельство замены родного двигателя.
    С уважением Николай Николаевич Покровский.

    Денис Reply:

    Здравствуйте Николай Николаевич. Благодарим вас за интерес к нашему сайту. Если у вас есть какие то дополнения к статье ( возможно мы кое что упустили)- мы были бы очень благодарны за дополнение) — Спасибо вам и удачи на дорогах)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Обязательные поля помечены *