Советские люди ценой огромных потерь уничтожили западные орды гонимые на восток нацистами. Одержать победу в войне помогали наши ГАЗ 64 и поставляемые в СССР по лингвизу американские Виллисы, вклад этих машин в победу переоценить очень сложно, ведь они использовались как тягачи для легких артиллерийских установок, отвозили раненых и подвозили боеприпасы, но война закончилась, американские машины вернулись в Штаты, а ГАЗ 64 и его модернизированная версия — GAZ 67, в мирных условиях были не так хороши как на фронте, требовался новый советский внедорожник. Эту статью autobelyavcev.ru посвятит одному из самых харизматичных советских автомобилей — ГАЗ 69. Эта машина настолько хороша за пределами асфальта, что даже современный Range Rover не рискнет преследовать 69-ый на бездорожье. Разработка 69-ого началась в 1946-ом году, а в 1948-ом году, первые четыре экземпляра прошли 12 500км каждый, причем часть этого пути была пройдена со специальными, разработанными специально для 69-ого прицепами наполненными грузами, масса груженого прицепа составляла 500кг. В ходе испытаний серьезных недочетом выявлено не было и в 1952-ом, советский внедорожник пошел в серию. Одним из основных заказчиков GAZ 69 было Главное Артиллерийское Управление и поэтому полноприводный автомобиль был рассчитан на буксировку артиллерийской системы массой в 800кг. До 1956-ого года производство осуществлялось на мощностях ГАЗ, но эти самые мощности не позволяли удовлетворить спрос на внедорожник, ведь кроме СССР, внедорожный ГАЗ экспортировался в 56 стран мира. Цена советского вездехода в 1958-ом году составляла 14 000 советских рублей. Сам Никита Сергеевич Хрущев во время своего визита в Индию, в качестве транспорта использовал народный ГАЗ 69, а не ГАЗ 13 Чайка. В 1956-ом году, после переноса производства в Ульяновск, СССР мог удовлетворить нужду во внедорожнике не только самой большой и великой страны мира, но и помочь странам угнетаемым западными империями. К моменту снятия ГАЗ 69-ять с производства в 1972-ом году, было выпущено более 600 000 внедорожников.
Внешний обзор ГАЗ 69
Советский вездеход выполнен в трех, или же пятидверном исполнении, оба варианта оснащались съемным тентовым верхом и в отличии от GAZ 67, уже с завода 69-ый оснащался дверцами. Пятидверная модификация обозначалась как ГАЗ 69А. Внешне, новенький ГАЗ 69 отличался от ГАЗ 67 в первую очередь новой решеткой радиатора, которая стала более обтекаемой. Снаряженная масса трехдверки — 1470кг. Благодаря коротким свесам, угол въезда на препятствие равен 45 градусам! Угол съезда — 35 градуса. Длина трехдверки — 3850мм, ширина — 1750мм, высота — 1930мм. Колесная база обоих модификаций — 2300мм. При столь небольшой колесной базе, дорожный просвет ( клиренс) в 210мм — под мостом выглядит вполне обнадеживающе.В процессе тюнинга ГАЗ 69 дорожный просвет становится ее больше. Советский внедорожник рассчитан на преодоление брода глубиной в 700мм, преодоление свежего снега глубиной в 25см и преодоление улежавшегося снега глубиной в 0.3м. Более 60% запчастей используемых в 69-ом, используются в других автомобилей GAZ тех лет. Конечно у армейского вездехода сделанного в СССР должен быть рамный кузов, ведь такие машины могут эксплуатироваться со значительным перегрузом.
Обзор ГАЗ 69 в салоне
Конечно за рулем максимально утилитарного вездехода рассчитывать на комфорт не стоит, ведь в таком автомобиле нет ни усилителя руля, ни тормозов. Руль 69-ого напоминает руль от грузовика не только своей формой, но и размерами. Интересно, что трехдверка способна вместить болше людей, чем пятидверная, пятиместная модификация ГАЗ 69А. Дело в том, что вдоль бортов двухдверки установлено две лавочки, что позволяет принять в салон 8-ем человек включая водителя. В 60-ые года, даже такое оборудование как салонная печка, для человека не избалованного комфортом, было уже элементом комфорта. Печка оснащена электровентилятором, который дует на лобовое стекло и не дает ему заледенеть зимой, ноги обдуваются теплым воздухом через специальные воздухозаборники. Само стекло, как и в 67-ом может откидываться вперед и фиксироваться в лежачем положении на капоте — это спасает от летней жары, но при езде в колоне, по полю — это не самое практичное решение.
Технические Характеристики ГАЗ 69
В отличии от 67-ого, под капот которого устанавливался двигатель от грузовика ГАЗ -ММ, с солидным крутящим моментом в 170Н.М, под капот 69-ого был установлен более оборотистый, но менее тяговитый двигатель объемом 2120 кубиков, мощностью в 55 лошадиных силы и моментом в 127Н.М. По отзывам, GAZ 69 с родным двигателем в некоторых ситуациях страдает из-за недостатки тяги. В некоторых случаях, Тюнинг ГАЗ 69 включает в себя замену двигателя на более тяговитый, благо моторный отсек весьма вместительный. Максимальная скорость 69-ого — 90 километров в час, но стоит вспомнить о прозвище «козлик», которое говорит о значительной вертикальной раскачке кузова, что делает езду на высокой скорости не безопасной.
Силовая установка 69-ого оснащена системой предпускового подогрева. Суть ее в том, что при вывернутых вправо колесах, можно подобраться к лючку — пробке в левом крыле, снять его и через специальный тоннель, взяв в руки паяльную лампу, прогреть мотор.
Тормоза на всех колесах барабанные и одноконтурные, поэтому за утечкой тормозной жидкости стоит смотреть очень внимательно.
Двигатель ГАЗ 69 имеет очень низкую степень сжатия в 6.5:1, что разрешает заливать даже самый паршивый бензин. Диаметр цилиндра в этом движке — 82.0мм, а ход поршня — 100мм. Сама геометрия мотора, где ход поршня превышает его диаметр, говорит о том, что это «крутильный» двигатель. Блог движка выполнен из чугуна, а головка из алюминия.
Коробка передач механическая, трехскоростная. Межосевого дифференциала на 69-ом нет, из -за этого в обычном режиме следует ездить на заднем приводе, но это повышает экономичность автомобиля.
Цена ГАЗ 69
Купить ГАЗ 69 не так то просто. Цена ГАЗ 69 варьируется от 1 500 до 10 000$. Назвать эту машину дешевой, особенно учитывая ее низкую по сегодняшним меркам практичность, никак нельзя. Сегодня этот автомобиль стал раритетом, который вызывает интерес и у детей и у очень состоятельных людей. GAZ 69-ять это не просто автомобиль — это часть истории великой страны, великого народа, который победил орды захватчиков, а после отстроил свою страну и сделал очень многое для развития других народов. Даже сегодня советские внедорожники можно встретить в Африке и в дальневосточных странах, пусть в нем нет комфорта, но суть этой машины совсем в другом.
Несмотря на то, что сегодня уже не встретишь ГАЗ 69 на дорогих наших городов, следует отдать должное, что такие машины заслуживают всеобщего уважения. Их роль и значение во время Второй Мировой Войны довольно велики, ведь жизни многих, кто уцелел после тех жестоких событий, были спасены именно благодаря этим вездеходам.
Ну, а основное достоинство этого советского внедорожника состоит в том, что он проедет везде. Ему совершенно не страшны любые рельефы.
Жаль, что сейчас уже они не особо востребованы, но приятно все же увидеть этот раритет на автомобильных выставках…