Lotus 43 BRM H16 — невезучий, но интересный

Эта машина не принесла каких — то громких, гоночных побед для Лотус. В плане гоночных достижений она просто меркнет, перед немного более поздним и действительно победоносным Lotus 72. Но и этот болид очень интересен в одном, но очень важном аспекте.

Вы когда нибудь слышали о формульных болидах с шестнадцатицилиндровым двигателем? — нет? — тогда смотрите, вот — он. И этот агрегат интересен не только количеством цилиндров, но и компоновкой. Опять — же, Вы слышали о H – образной компоновке? — нет? — тогда представьте себе оппозитный, восьмицилиндровый двигатель, над которым размещен такой — же агрегат. Коленвалы этих машин соединены между собой с одного края. Давайте к техническим характеристикам и деталям еще вернемся ниже, но думаю, теперь я Вас подвел к тому, что это очень необычный двигатель.

По задумке такая компоновка хороша тем, что позволяет создать агрегат с большим числом цилиндров, но при этом такой мотор будет не слишком длинным. Считалось, что такие моторы хороши для авиации, но для гоночного болида такое решение оказалось не слишком удачным. Это был тяжелый мотор, который кроме того, что весьма существенно повышал центр тяжести ( ведь два из четырех глушителя все равно приходилось выводить под машиной) еще и делал Лотус 43 одним из самых тяжелых болидов своего времени.

Тем не менее, 2 октября 66-ого, на Гран При США, Джим Кларк привел свою машину к финишу первым. Это была единственная победа не слишком удачливого в гоночном плане Лотус 43. Почему не слишком удачливого? — да просто стартовав в 27-еми этапах эти машины дошли до финиша лишь 9-ять раз. В плане надежности этот, британский болид был далек от совершенства.

Просматривая фото болида BRM H16 обратите внимание на 4-е патрубка выпускной системы. На мой взгляд выглядит такое решение очень эффектно, но это Формула и здесь важна эффективность, а не внешня пампезность.

Но кстати! Именно Lotus 43 BRM H16 стал первым болидом, еще со времен Lancia D50. Да, на первый взгляд между этими машинами всего 11 лет и некоторым может показаться, что это не много, но поверьте; для мира F1 – это целая вечность. Над внедрением двигателя в силовую структуру работал сам Колин Чепмен ( отец и основатель Lotus), а также Морис Филипп ( если честно, не знаю кто это, но видимо также уважаемый мущина из мира гонок).

Помните, Выше мы говорили о высокой массе H16? Так вот, снаряженная масса болида Лотус составляла 685кг. И это при том, что удачная, Ferrari 312 ( на модификации которой гонял Ники Лауда) весила всего 568кг. Как видите, британская машина была просто непозволительно тяжелой.

Так как этот Лотус выпускался еще до «спойлерной» революции 72-ой модели, он имеет традиционный сигарообразный кузов. Гоночный машины Lotus окрашивались в фирменные для команды, зелено — желтые цвета.

По фото Вы можете увидеть как выглядел гоночный кокпит H12. Как и в других, формульных болидах тех лет, рукоятка КПП здесь вмонтирована в боковую перегородку кузова. Конечно в те года не могло быть и речи о «штурвалах» как на современных болидах. Здесь все по хардкору и это было время когда состязания Формулы 1 были по настоящему опасными.

Вот мы и подошли к двигателю, а также характеристикам этого Лотус. Итак, с H – образной компоновкой мы уже разобрались. Теперь представьте, что при наличии 8 — осьми распределительных валов, связь их двумя коленвалами осуществляется шестернями! И обычно, в автомобилестроении, такое решение связи коленчатого и распределительного вала считается наиболее надежным, но есть мнение, что из -за множества шестерен, потери мощности при таком решении, весьма существенны.

Изначально, когда силовой агрегат H16 оснащался двумя клапанами на цилиндр, мощность достигала 395-яти лошадиных сил при 10 250 — яти оборотах. Немного позже, когда эти болиды получили по 4 клапана на каждый цилиндр, мощность выросла до 420-ати л.с при 10 500 оборотах.

По своей сути, H – образный агрегат Лотус представляет собой два, 1.5 литровых V8, в которых цилиндры были вывернуты на 180градусов и где один блок был установлен поверх другого. Все это питается через 16-ати дроссельный впуск.

Очевидно, что Лотус 43 БРМ не стал победоносным болидом. Такую машину не назвать легендарной, но она очень интересна. Тогда так развивался мир Формулы 1; конструкторы искали новые решения и в последствии Колин Чепмен выпустил свой, 72-ой. А вот последний считается одним из самых знаковых болидов в истории Королевских Гонок.

Опубликовано в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *